День железнодорожника – профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта, в который традиционно отмечается вклад работников и достижения отрасли и празднуется ежегодно в 1-е воскресенье августа. Этот день был выбран потому, что 30 июля 1935 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС И.В. Сталин принял делегацию железнодорожников, и его стали праздновать как Всесоюзный Сталинский день железнодорожников. 29 июля 1936 г. вышел экстренный выпуск газеты «Гудок», который начинался с постановления правительства СССР «О праздновании Дня железнодорожного транспорта Советского Союза». День железнодорожного транспорта Советского Союза был объявлен всенародным праздником.
Через несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 г. было решено «перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника в 1940 г. на ближайший выходной день (воскресенье) – 4 августа. В будущем установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца».
С 1980 г. по настоящее время, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта именуется «День железнодорожника» и остается в календаре профессиональных праздников в XXI веке.
История развития железных дорог в Ставропольском крае связана с началом строительства Армавир-Туапсинской железной дороги в начале XX века.
По постановлению Совета труда и обороны (СТО) от 12 июля 1922 г., после национализации частных железных дорог было образовано управление Северо-Кавказских железных дорог. В дни празднования X-й годовщины Октябрьской революции строители сдали в эксплуатацию железнодорожную линию Петровское Село – Благодарное, протяжённостью 67 км, начаты работы по электрификации железнодорожного участка Минеральные Воды – Кисловодск. В 1929 г. был введён в эксплуатацию участок железной дороги Невинномысская – Черкесск, протяжённостью 48 км. В 1930 г. завершено строительство и начато движение поездов на участке Винодельное – Дивное, протяжённостью 40 км.
На железнодорожном транспорте прогрессивной формой стахановского труда явилась борьба за увеличение эксплуатационного времени локомотивов, среднесуточного пробега подвижного состава, благодаря чему намного были улучшены показатели работы Минераловодского железнодорожного узла, коллектив которого шел в авангарде соревнующихся на Северо-Кавказской магистрали. Опыт работы парткома узла получил одобрение политуправления Наркомата путей сообщения СССР и был рекомендован для использования на железных дорогах страны.
В 1935 г. Северо-Кавказские железные дороги были разъединены на Северо-Кавказскую (город Орджоникидзе) и Азово-Черноморскую (город Ростов-на-Дону) железные дороги. В 1936 г. Азово-Черноморская железная дорога была переименована в железную дорогу им. К.Е. Ворошилова, а в 1937 г. Северо-Кавказская железная дорога стала именоваться Орджоникидзевской железной дорогой.
Принимались неотложные меры по налаживанию бесперебойной работы железных дорог под лозунгом «График – железный закон транспорта!».
С первых дней войны на железнодорожном транспорте было введено военное положение, движение поездов осуществлялось по военному графику. Рабочие и инженерно-технические работники Минераловодского и Ставропольского отделений Северо-Кавказской железной дороги обеспечивали своим самоотверженным трудом воинские перевозки, успешно выполняли задания Государственного Комитета Обороны по доставке грузов фронту. Многие машинисты Минераловодского узла по примеру Борщенко А.А., Сарма Я.Е., Суховеева И.Н. стали водить тяжеловесные составы до пунктов назначения на повышенных скоростях. Передовые рабочие паровозных и вагонных депо включились в соревнование за досрочный ремонт паровозов и вагонов, перевыполняли сменные нормы в 1,5 – 2 раза.
В 1946 г. в состав Северо-Кавказской железной дороги входило 8 отделений: Ростовское, Сальское, Шахтинское, Краснодарское, Тимашевское, Тихорецкое, Кавказское и Ставропольское.
В июле 1959 г. Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги были объединены в единую Северо-Кавказскую железную дорогу. В 1969 г. была построена новая железнодорожная линия Дивное – Элиста, протяжённостью 102,7 км, которая находилась в составе Ставропольского отделения дороги. В 1987 г. построена железнодорожная линия Благодарное – Будённовск, протяжённостью 72,7 км.
В апреле 1987 г. Ставропольское отделение дороги было преобразовано в подотдел и структурно вошло в состав Минераловодского отделения дороги.
В 1993 г. был построен новый участок железной дороги от станции Красная Гвардия до станции Передовая, протяжённостью 56 км, входивший в состав Минераловодского отделения дороги.
Мы поздравляем всех работников железнодорожного транспорта с профессиональным праздником! Пусть горит зеленый свет любым начинаниям, желаниям и поезда никогда не опаздывают!
Предлагаем Вашему вниманию документы и фотографии из фондов архива.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: